Трудно себе представить, что таких средств личной гигиены как зубная паста и зубная щётка когда-то не существовало вообще. Ведь каждое утро по несколько минут мы с вами проводим в компании этого вещества, обладающего пенящимся, чистящим и освежающим свойством. Сегодня меня озарило, и я решила исследовать просторы Интернета, чтобы побольше разузнать, как же человечество ухаживало за зубами раньше и как пришло к изобретению зубной пасты.
Оказывается, человек – единственное существо на всей планете, которому нужно ухаживать за зубами специально. Виною тому большая часть синтетических продуктов в рационе питания. Животные справляются с проблемой здоровых зубов проще – жуют и грызут траву и ветки деревьев, яблоки, морковь, чтобы избавиться от остатков пищи между зубами.
У истоков (5000-3000 до н.э.)
Историки предполагают, что ухаживать за полостью рта начали ещё первобытные люди в доисторические времена. Они жевали смолу деревьев и пчелиный воск – примитивное, но очищение. Достоверного подтверждения этому пока нет.
Первые письменные упоминания об уходе за полостью рта исследователи находят уже в Древнем Египте. В качестве первой зубной щётки использовалась разжеванная на конце тоненькая веточка дерева мисивак (сивак). Получалась маленькая кисточка, которой древние вычищали остатки пищи из межзубных промежутков.
В одном из древнеегипетских манускриптов ученые расшифровали… рецепт первой зубной пасты (вернее, порошок для чистки зубов)! Сюда входит пепел сожженных внутренностей быка, мирра, толченая пемза и яичная скорлупа. По другому рецепту порошок состоял из измельченных ладана, мирры, веточек мастикового дерева, подавленного изюма и порошка из бараньего рога. Первые зубные порошки имели один существенный недостаток – излишество абразивных (чистящих) веществ, которые повреждали зубную эмаль. Так назрела необходимость нового, более безопасного для
здоровья зубов, изобретения.
В Древней Индии с особой тщательностью ухаживали за зубами, ведь об этом говорил сам Будда. В качестве чистящего средства использовали пепел сожженных рогов и копыт крупного рогатого скота. Остатки еды и налёт вычищали зубочистками и специальными скребками для языка и внутренней поверхности щёк.
Древние жители Средиземноморья, римляне и греки, впервые занялись лечением зубов, а Гиппократ делает первое описание болезней ротовой полости. Для удаления больных зубов использовали специальный свинцовый инструмент, а ротовую полость ополаскивали морской водой и вином.
Наше тысячелетие
Отличилась Средневековая Европа. Тогда иметь красивые, жемчужно-белые здоровые зубы считалось… дурным тоном. Аристократы преднамеренно спиливали здоровые зубы чуть ли не до десен и гордились беззубыми ртами. Здоровые же зубы указывали на низкое происхождение их владельцев, которые, к слову, в большинстве своём за зубами ухаживали.
XVII век. Царя Петра І начинает беспокоить состояние зубов собственных бояр. Он рекомендует им пользоваться зубочисткой, жевать древесный уголь и мел, протирать зубы влажной тряпочкой.
XVIII век. В Великобритании появляется зубной порошок, очень похожий на знакомый нам с советских времен. В его основу входило мыльная стружка, измельченный мел и мята. Эта смесь для чистки зубов была привилегией высших слоёв населения, наносилась на эмаль при помощи зубной щётки, похожей на современную. Только щётка была с костяной ручкой и пучком толстой свиной щетины на конце. Бедняки же продолжали использовать золу и древесный уголь, нанесенные на палец.
XIX век. Европейцы начинают употреблять сахар и беспокоиться о свежести дыхания. Новые средства по уходу за зубами должны не только тщательно удалять налёт, но и быть ароматизированными, чтобы уничтожать неприятный запах изо рта. Для этого используют мятное масло. В это же время в зубной порошок добавляется бура (натуральное моющее средство с пенящимся эффектом) и глицерин.
Зубной порошок стал вроде бы и приятным на вкус, и хорошо чистил, а вот особого восторга у потребителей не вызывал. Всё из-за сыпучей консистенции и очень неудобной упаковки. В то время зубной порошок расфасовывали в небольшие бумажные пакетики – вот и неудобство – спросонья его легко выронить и рассыпать всё содержимое. Но деваться некуда – других вариантов ведь не было.
На помощь недовольным потребителям приходит в 1873 году всемирно известная теперь компания «Colgate». Она выпустила на американские рынки жидкий вариант зубного порошка – мятную пасту. Но покупателям опять не угодили – не очень удобно доставать её из стеклянной баночки.
И лишь в 1892 году некий Вашингтон Шеффилд (дантист по профессии) делает революционное изобретение. Именно он впервые создаёт раскладной тюбик для зубной пасты. Говорят, позаимствовал он идею у художника по имени Джон Рэнд. Тот использовал примитивные оловянные тюбики для хранения красок.
С 1896 года «Colgate» производит расфасованную зубную пасту в тюбиках по собственной технологии, и очень скоро она завоевывает покупателей в Америке и Европе.
Наше время
В первой половине ХХ века в большинство зубных паст входило мыло, масло эвкалипта и мятный, клубничный и т.п. экстракты. Химическая промышленность быстро набирает обороты после Второй мировой войны, и мыло в составе зубной пасты заменили на sodium lauryl sulfate и sodium ricinoleate.
В СССР лидером среди средств по уходу за зубами оставался зубной порошок, и лишь в 50-х годах в продаже появилась зубная паста в тюбиках отечественного производства.
В 1956 году Proctor & Gamble Производит первую в мире зубную пасту «Crest», имеющую в составе соединения фтора (оные способствуют укреплению зубной эмали).
К началу ХХІ века зубных паст начали выпускать несколько десятков видов, и каждый со своими особенностями. Одни пасты восстанавливают эмаль, другие ухаживают за дёснами, третьи имеют отбеливающий эффект… Каждый потребитель найдёт себе продукт по вкусу, благо, выбор достаточно широк.
Интересный факт
Для меня стало открытием, что разноцветные маленькие полоски на тюбике – это не маркировка партии. Каждый цвет обозначает соотношение синтетических соединений и натуральных растительных экстрактов. Черный цвет – 100% химических соединений, синий – 80% химии к 20% натурального продукта, красный - 50% на 50%, и зеленый – 100%-й натуральный продукт.
|